Изостудия

Педагогический работник Усатова Елена Николаевна.
Педагогический работник
Усатова Елена Николаевна

Программа занятий

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗОстудия» (далее Программа) имеет художественную  направленность.

Разработана с учетом нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.);
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
  • Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
     № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Лицензия на образовательную деятельность, Устав, локальные акты МКДОУ №151.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи " (СП 2.4. 3648- 20);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». (СанПиН 2.1.3684-21).

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

   Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

           Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности.

Направленность программы художественная.

Актуальность программы.

           Занятия изобразительным творчеством – это яркое проявление момента самовыражения личности ребенка дошкольного возраста, его творческого начала. Занятия рисованием развивают мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер, пространственное мышление, помогают подготовиться к обучению в школе. Занятия изобразительным творчеством способствуют всестороннему совершенствованию органов чувств, зрительного восприятия, памяти, аналитических способностей детей, воспитывают усидчивость, самостоятельность. Данная программа помогает детям развить в себе способности видеть богатство цвета и форм предметов окружающего мира, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие. Занятия по программе помогают детям сформировать начальные изобразительные умения и навыки. Изображая новые предметы, персонажи и явления мира, ребенок расширяет свой кругозор, узнает новое о природе, окружающем мире, культуре и искусстве. Занятия изобразительным творчеством способствуют развитию у ребенка вариативного мышления, столь необходимого ему в жизненных ситуации.

Новизной и отличительной особенностью программы «ИЗОстудия» является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества, природные и бросовые материалы для детского творчества. Нетрадиционные поделки доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Метапредметные результаты:умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.

Возраст детей: программа рассчитана на возрастную группу детей

старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Сроки реализации: программы:8 месяцев (сентябрь-апрель).

Организация занятий кружка: количество занятий: 2 занятия в

неделю, 8 занятия в месяц по 25 – 30 минут. Занятия проводятся во второй

половине дня.

Формы организации детей:

-Коллективная.

-Индивидуальная.

-Парами.

-Подгрупповая.

Планируемый результат

- знать разные виды изобразительного искусства.

- называть основные выразительные средства.

-высказывать эстетические суждения о произведениях искусства, эстетической развивающей среде.

В рисовании

- создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.

- использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.

В лепке

- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2, 3 и более изображений.

- выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.

- расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.

В аппликации

- изображать различные предметы, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания.

- создавать сюжетные и декоративные композиции.

Применяются методы:

1.Словесные:

- рассказ;

- беседа;

- объяснение;

- чтение художественной литературы, художественное слово;

- образное слово (стихи, загадки, пословицы);

- поощрение;

- анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

2. Наглядные:

- использование в работе иллюстраций, фотографий, готовых изделий, пособий.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

3. Практический прием:

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Уровень программы носит ознакомительный характер.                                     

Цель и задача программы:

     Цель программы

развитие интереса детей к изобразительной деятельности и формирование творческой активности в процессе освоения изобразительного искусства.

    Задачи рабочей программы:

 Образовательные:

 1.Учить детей пользоваться карандашами, красками, кисточкой, ножницами.

 2. Знакомить детей с цветовой гаммой.

 3. Знакомить детей со свойствами изобразительных материалов.

4. Обучать приѐмам зрительного и тактильного обследования формы.

5. Формировать у детей умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.

 Воспитательные:

1. Воспитывать у детей аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

2. Побуждать у детей желание экспериментировать, используя в своей работе техники нетрадиционного рисования.

3. Воспитывать умение и желание организовать свое рабочее место и убрать его.

Развивающие:

1.Развивать у детей художественно –творческие способности художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, творческое мышление, внимание.

2. Помогать ребенку познавать и открывать мир рисунка.

3. Развивать мелкую моторику рук.

Название раздела

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1.

Лепка

«Грибочки в корзине»

«Грибочки в корзине»

«Кто в лесу живёт»

«Натюрморт»

«Животный мир Африки»

«Жираф»

«Ветка ели с шишками»

«Ледяное царство в голубой сказке» 

«Зимние забавы»

«Зимние забавы»

«Снегири на ветке рябины»

«Слон»

«Чудо - цветок»

 «Прилетайте в гости»

«Космонавты»

«Малиновка в гнезде»

16

2

14

Текущий контроль, выставки

2.

Живопись

«Корзина с фруктами»

«Листик, листик вырезной, солнышком окрашенный...»

«Цветы осени» 

« Моя мама волшебница»

«В гости в Африку»

«Зимний пейзаж»

«Зимний пейзаж»

«Зима в лесу»

«Дремлет лес под сказкой сна...»

«Вечерний город

«Снегири на ветке рябины»

«Поможем зайцу найти друзей»

«Девочка – Весна»

«Весенние красоты»

«Космический пейзаж»

«Ветка с первыми листьями»

16

4

12

Текущий контроль,выставки

3.

Декоротивно-прикладное искусство

«Дымковский конь»

 «Золотые травы Хохломы» 

«Золотая хохлома. Узорные строчки»

«Декоративные птицы»

«Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки»

«Здравствуй, Зимушка-Зима»

«Новогодняя открытка»

«Ваза» 

«Цветочная клумба»

«Сказочная птица».

Масленица.

«Шаль всем на диво – нарядна, красива» 

«Филимоновский табунок».

«Весенний букет»

«Городец» 

16

3

13

Текущий контроль,выставки

4.

Рисунок

«В подводном мире»

«В подводном мире»

«Кисть рябинки, гроздь калинки»

«Деревья в лесу»

«Хмурая осень»

«Осеннее утро»

«Узоры зимы»

«Березка»

«Зимнее утро в городе»

«Зимнее утро в городе»

«Пингвины на льдинах.1 занятие – снег, лёд и полярная ночь»

«Пингвины на льдинах.

«Портрет мамы»

«Подснежники для моей мамы»

«Космос» 

«Вишня в цвету»

16

2

14

Текущий контроль,выставки

Всего

64

11

53

Содержание программы.

Сентябрь

Рисунок

1-2 Тема: «В подводном мире»

Практика: Совершенствовать умение использовать данные изобразительные техники. Развивать чувство композиции (Живопись по мокрому Ладошками)

Материалы: Бумага для рисования, акварель, репродукции эскизы.

Лепка

3-4 Тема: «Грибочки в корзине»

Практика: Учить детей находить в предметах знакомые геометрические формы. Закреплять навыки скатывания шара и овала между ладоней. Закреплять навыки лепки предмета из нескольких частей и составлять композицию.

Материалы: Муляжи разных грибов; картинки с изображением грибов; пластилин; стеки; дощечки для лепки

Живопись

5 Тема: «Корзина с фруктами»

Практика: Учить детей рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок. Развивать чувство композиции

Материалы: Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, палочка для процарапывания, гуашь, кисти, репродукции натюрмортов,

6 Тема: «Цветы осени» (натюрморт)

Практика: Продолжать знакомить детей с жанром «натюрморт» и видом «графика»; научить грамотно видеть композиционное пространство (центр – главный предмет, прорисовка и штриховка деталей); вызвать интерес к изображаемому объекту.

Материалы: Лист альбома; букет осенних цветов в вазе; репродукция И.Грабарь «Хризантемы»; гелевая ручка.

Декоративно – прикладное искусство

7-8Тема: «Дымковский конь» (роспись)

Практика: Воспитывать у детей интерес к народному творчеству; продолжать формировать умение росписывать дымковскую игрушку; воспитывать аккуратность; продолжать формировать умение рисовать самым кончиком кисти

Материалы: Дымковские игрушки; иллюстрации по теме; гуашевые краски; кисти.

ОКТЯБРЬ

Рисунок

1.Тема: «Кисть рябинки, гроздь калинки»

Практика: Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками, а листья приёмом ритмичного примакивания ворса кисти.  Развивать чувство ритма и цвета.

Материалы: Листы голубого цвета, карандаш, акварель, ватные палочки, кисти, вода в банке, салфетка.

Лепка

2.Тема: «Кто в лесу живёт» (лепка животных по замыслу)

Практика: Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщённой формы: из цилиндра, конуса или овоида, передача несложных движений.

Материалы: Иллюстрации с лесными животными, пластилин , стеки, дощечки или клеенки для лепки , салфетки.

Живопись

3.Тема: «Листик, листик вырезной, солнышком окрашенный...»

Практика: Использование шаблона кленового листа.  Прорисовка прожилок тонкой кистью.

Материалы: Акварель, бумага, кисти

Декоративно – прикладное искусство

4.Тема: «Золотые травы Хохломы» (коллективное панно).

Практика: На основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая растительный характер орнамента, праздничность. Торжественность колорита Золотой Хохломы.

Материалы: Бумажные силуэты лепестков цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки», цветной клей.

Рисунок

5.Тема: «Деревья в лесу»

Практика: Учить изображать характерные признаки деревьев (корявые, ветвистые, тонкие, колючие), умение использовать различные линии – волнистые, острые, кривые, колючие).

Материалы: Лист альбома 30х40; Митурич «Ель»; Ф.Васильев «Дуб»; восковые мелки, фломастеры одного цвета.

Лепка

6.Тема: «Натюрморт» (пластилинография)

Содержание: Учить пользоваться различными техниками в одной композиции, правильно заполнять весь лист, дополнять блик налепом, передавать цветом ощущение тепла, развивать композиционные умения.

Материалы: Силуэты фруктов (яблоки и груши), тонированная бумага, мягкий пластилин, дощечки, стеки, репродукции Машкова.

Живопись

7.Тема: «Цветы осени» (натюрморт)

Практика: знакомство с жанром «натюрморт» и видом «графика»; научить грамотно видеть композиционное пространство (центр – главный предмет, прорисовка и штриховка деталей);

Материалы: Лист альбома; букет осенних цветов в вазе; репродукция И.Грабарь «Хризантемы»; гелевая ручка.

Декоративно – прикладное искусство

8.Тема: «Золотая хохлома. Узорные строчки»

Практика: Учить выделять в росписи отдельные элементы (реснички, травинки, усики, завитки, криуль, капельки), рисовать их кончиком кисти.

Материал: Хохломские изделия, таблица элементов, а/лист разделён на 8частей. Акварель, кисти №1,2, вода в банке, салфетка.

НОЯБРЬ

Рисунок

1Тема: «Хмурая осень»

Практика: Передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через

подбор соответствующих красок.

Материалы: Лист А 4, акварель, непроливайка, кисть, иллюстрация осени.

Лепка

2Тема: «Животный мир Африки»

Практика: Расширять знания детей о представителях животного мира жарких стран. Закрепить умения детей лепить животных любым способом, передавая их характерные особенности.

Материалы: Иллюстрации и игрушки: слон, жираф, носорог, бегемот, лев, зебра и др. Пластилин, доски, стеки, салфетки.

Живопись

3Тема: Портрет « Моя мама волшебница»

Практика: Дать детям знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Учить отображать особенности внешности (цвет волос, глаз, причёска). Развивать навыки рисования восковыми мелками, пастелью.

Материалы: Бумага для рисования, сангина, репродукции портретов, эскизы, мелки, акварель, восковые мелки, пастель

Декоративно – прикладное искусство

4Тема: «Декоративные птицы»

Практика: Учить передавать выразительные особенности декоративных птиц (дымковские, филимоновские , тверские) в их позе, форме, украшениях налепами. Лепить птиц из целого куска, вытягивая части тела птицы.

Материалы: Дымковские, филимоновские, тверские игрушки. Пластилин, доски, стеки, салфетки.

Рисунок

5Тема: «Осеннее утро» (графика)

Практика: Учить подбирать несложный сюжет для рисования, закрепляем навыки рисования линий, штрихов, соответствующих форме изображаемых объектов.

Материалы: Лист альбома; карандаш черный или коричневый, фломастер, восковой мелок, соус - по выбору.

Лепка

6Тема: «Жираф»

Практика: Расширять знания детей о представителях животного мира жарких стран. Закрепить умения передавать в лепке особенности строения тела жирафа. Развивать мелкую моторику рук.

Материалы: Игрушка жираф, иллюстрации с изображением жирафа. Пластилин, доски, стеки, салфетки.

Живопись

7Тема: «В гости в Африку»

Практика: Совершенствовать данные изобразительные техники.

Материалы: Акварель, бумага,кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка

Декоративно – прикладное искусство.

8Тема: «Очень любим мы, Матрешки, разноцветные одежки»

Практика: Продолжать знакомство детей с русской матрешкой. Показать характерные особенности полхов-майданских, загорских и семеновских матрешек. Формировать технические умения и навыки кистевой росписи. Учить использовать в росписи матрешки печатку-тычок.

Материалы: Матрешки из разных городов России. Иллюстрации с изображением матрешек. Таблицы с элементами и цветовым решением матрешек (полхов-майданских, загорских и семеновских), трафареты и силуэтное моделирование «Русские матрешки», краска гуашь, кисти, печатки, «тычки».

ДЕКАБРЬ

Рисунок

1Тема: «Узоры зимы»

Практика: Познакомить детей с картинами художников, помочь увидеть красоту, «сказку» морозных узоров. Расширить образный ряд декоративных элементов: точка, круг, завиток, волнистая линия, линия-зигзаг, цветок и т.д.; совершенствовать технику рисования мелками, технику по мокрому.

Материалы: Большой лист бумаги; восковые мелки , акварель, кисть №5, И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца», К.Васильев «У окна»; Г.Коротаева «Изобразительное искусство»

Лепка

2Тема: «Ветка ели с шишками»

Практика: Учить передавать выразительный образ заснеженной ветки ели в технике пластилинографии. Развить мелкую моторику рук.

Материалы: Пластилин, картон, стеки

Живопись

3Тема: «Зимний пейзаж»

Практика: Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках набрызг, мятая бумага, обрывание. Развивать чувство композиции.

Материалы: Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, скомканная бумага, бумага для обрывания

Декоративно – прикладное искусство

4Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Практика: Изготовление и оформление пейзажа «Зимушка-зима» (объемная аппликация).

Материалы: Картон(синий, чёрный, белый) ножницы, цветная бумага, бумажные салфетки, заготовки ёлочек, солнышек, месяцев, звёздочек, открытки с изображением зверей, вата, клей ПВА, кисточки, салфетки, пенопласт, вата, картины о зиме, стихи, рассказ о зиме.

Рисунок

5Тема: «Березка»

Практика: Учить выделять характерные особенности изображаемого объекта,передавать характер изображаемого объекта,формировать умение рисовать самым кончиком кисти.

Материал: Иллюстрации с изображением разных деревьев; тонированный лист бумаги формата А-4; гуашь, белила; кисти

Лепка

6Тема: «Ледяное царство в голубой сказке» (пластилинография)

Содержание: Учить выполнять работу в сине-голубых тонах, смешивать пластилин для получения новых оттенков.

Материалы: Иллюстрации к сказке Г.Х.Андерсона «Снежная королева»; картон формата А-4; пластилин синего, голубого, белого цветов; стеки; дощечки

Живопись

7Тема: «Зима в лесу»

Практика: Учить красивому композиционному расположению (дальний – близкий план); закреплять навыки накладывания теней от деревьев: синие, фиолетовые.

Материалы: Лист альбома 30х40; гуашь, кисть; иллюстрации, репродукции А. Куинджи «Зимний вечер»; Г. Нисский «Подмосковье».

Декоративно – прикладное искусство

8Тема: «Новогодняя открытка»

Практика: Вызвать у детей желание порадовать своих близких, изготовив для них новогоднюю поздравительную открытку. Упражнять в складывании полосы бумаги гармошкой, вырезать несколько одинаковых изображений.

Материалы: ½ листа цветного картона, сложенного пополам. Полоски белого и зелёного цвета. Простой. карандаш, клей, кисти, клеенки, ножницы.

Январь

Рисунок

1-2Тема: «Зимнее утро в городе»

Практика: Познакомить с понятием городская архитектура (градостроительство, новостройки);при помощи цвета показать настроение раннего зимнего утра (холодная гамма); закрепить навыки смешивания красок.

Материалы: Лист альбома 100х60; акварель; гуашь; кисти №5 и 2,Нисский «Индустриальное утро Москвы»

Лепка

3-4Тема: «Зимние забавы» ( лепка сюжетная)

Практика: Составление коллективной сюжетной композиции из фигурок, вылепленных на основе цилиндра надрезанием стекой, передача движения.

Материалы: Пластилин, стеки, дощечки.

Живопись

5Тема: «Дремлет лес под сказкой сна...»

Практика: Закреплять навыки рисования в технике «гратаж» (процарапывание). Развивать умение выстраивать композицию пейзажа, передавать колорит вечернего (ночного) зимнего леса.

Материалы: Бумага, тушь, гуашь

Декоративно-прикладное искусство

6Тема: «Ваза» (гжель)

Практика: Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи; закрепить знания об этом промысле; выделить главные элементы узора, дополнить мелкими элементами (усики, травка, колосок.

Материалы: Лист30 х 40 с силуэтом вазы, гуашь синяя, белая, фиолетовая; кисти № 4 и № 1, посуда с гжельской росписью, серия «гжель»

Живопись

7Тема: «Вечерний город» (отражение в воде)

Практика: Познакомить детей с понятием «архитектурный пейзаж»

Учить передавать в рисунке впечатления от праздника: украшенные дома, салют над городом, закреплять умения передавать в рисунке изображение домов разных пропорций, учить детей работать всей кистью и ее концом, применять метод «монотипии.

Материалы: Листы бумаги темного цвета, согнутые пополам, гуашь разных цветов, вода, кисти, салфетки, печатки для изображения звезд, окон, фонарей, салюта, иллюстрации с изображением праздничного вечернего города, салюта.

Декоративно-прикладное искусство

8Тема: «Цветочная клумба»

Практика: Составление полихромного цветка из 2-3 бумажных форм, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка надрезание «берега» (края) бахромой.

Материалы: Цветная бумага, ножницы, клей ,кисть для клея.

Февраль

Рисунок

1Тема: «Пингвины на льдинах.1 занятие – снег, лёд и полярная ночь»

Практика: Учить изображать снег, лёд и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая её прямо на бумаге. Закрепить понятия о холодных цветах.

Материалы: Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей за прошлые годы, иллюстрации.

Лепка

2Тема: «Снегири на ветке рябины»

Практика: Учить лепить птиц конструктивным способом. Передавать форму и относительную величину частей тела, различия птиц по величине.

Материалы: Иллюстрации зимующих птиц. Пластилин, стеки, доски, салфетки.

Живопись

3 Тема: «Снегири на ветке рябины»

Практика: Учить изображать в аппликации двух снегирей в разных позах: сидящего на ветке и летящего, передавать характерные особенности снегирей (окраску, форму частей тела). Закрепить способ парного вырезывания (крылья у летящего снегиря, ягоды рябины).

Материалы: Фланелеграф, два снегиря – летящий и сидящий). Лист ватмана с нарисованной веткой рябины, исходные формы: красный прямоугольник 4*7см, черные 2,5*5см, 3*3см, 4*2см, клей, кисти, ножницы.

Декоративно-прикладное искусство

4 Тема: «Сказочная птица».Каргопольская роспись

Практика: Развивать у детей замысел, самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. иукрашать им вылепленное изделие.

 Материалы: Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.

Рисунок

5 Тема: «Пингвины на льдинах. 2 занятие – пингвины»

Практика: Совершенствовать умение в смешивании белой и чёрной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, предавая разницу в величине птиц. Материалы: Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей за прошлые годы.

Лепка

6 Тема: «Слон»

Практика: Упражнять детей в леке фигуры слона из целого куска, правильно передавая пропорции частей тела. Закрепить приёмы оттягивания, сплющивания, сглаживания.

Материалы: Игрушка слон, иллюстрации с изображением слонов, пластилин, доски, стеки, салфетки.

Живопись

7 Тема: «Поможем зайцу найти друзей»

Практика: Совершенствовать навыки рисования методом тычка.

Материалы: Альбомный лист,акварельные краски, кисть,бумажные салфетки,баночки-непроливайки.

Декоративно-прикладное искусство

8 Тема: Масленица.

Практика: Продолжать знакомить детей с праздником Масленица, традициями, рассматривание репродукций, картин, чтение художественной литературы по теме.

Материалы: Деревянная шпажка или зубочистка, нитки, картон, скотч, крючок, клей ПВА, ножницы, карандаш , нитки мулине, бусины 

Март

Рисунок

1 Тема: «Портрет мамы»

Практика: Учить предавать в рисунке сходство по памяти; закреплять навыки рисования портрета; воспитывать чувство любви к близким людям.

Материалы: Репродукции картин художников - портрет;

Лист альбома 30х40; карандаш; гуашь, кисти разные, женские портреты В.Серов.

Лепка

2 Тема: «Чудо - цветок» (образцы).

Практика: Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства. Продолжать осваивать технику рельефной лепки. Развивать чувство ритма и композиции. Воспитывать художественный вкус.

Материалы: Произведения ДПИ с цветочным рисунком, образцы. Картонные квадраты 15*15, пластилин, стеки, пуговицы, бусинки, салфетки.

Живопись

3 Тема: «Девочка – Весна»

Содержание: Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета

Материалы: Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Декоративно-прикладное искусство

4 Тема: «Шаль всем на диво – нарядна, красива» (коллективная работа) Павлово-Посадская роспись

Практика: Расширять знания детей о средствах выразительности декоративного украшения павловопосодских шалей. Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов.

Материалы: Павлово-посадские шали и платки. Ткань размером 100*100 см по краю с бахромой, белого и красного цвета, краски для росписи методом батика, кольцо для закрепления ткани, кисти.

Рисунок

5 Тема: «Подснежники для моей мамы»

Практика: Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит.

Материалы: Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы.

Лепка

6 Тема: Лепка сюжетная коллективная «Прилетайте в гости»(воробушки на кормушке)

Практика: Закреплять навыки лепки птиц конструктивным способом с использованием дополнительного материала.

Материалы: Пластилин цветной, дощечки для лепки, стека, салфетки для рук, бросовый материал.

Живопись

7 Тема: «Весенние красоты»

Практика: Аппликация «Разноцветные розы» (подготовка и оформление коллективное панно из ткани).

Материалы: Ткань разных цветов, веточки, листочки, кисточки, гуашь, салфетки, полотно из сэндвич панели, клей ПВА, ножницы.

Декоративно-прикладное искусство

8 Тема: «Филимоновский табунок».

Практика: Закреплять представление о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Материалы: Филимоновские олени и коровки – игрушки, иллюстрации, окрашенные игрушки, вылепленные детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти, перышко, баночки с водой, салфетки.

Апрель

Рисунок

1Тема: «Космос» (коллаж)

Практика: Учить рисовать по замыслу, изображение своего представления о космосе и его жизни (День космонавтики); совершенствовать технику рисования кистью, работы ножницами.

Материалы: А. Леонов иллюстрации космоса; карта космическая, звездного неба, кисти № 10 и № 4, листы ватмана, листы самоклейки.

Лепка

2Тема: «Космонавты»

Практика: Учить детей лепить человека в движении; Учить детей правильно соблюдать пропорции человека; учить передавать характерные особенности космонавта; побуждать к использованию разнообразных техник лепки, ранее освоенных.

Материалы: Иллюстрации по теме; музыкальное сопровождение по теме; цветной пластилин; стеки; дощечки

Живопись

3Тема: «Космический пейзаж»

Практика: Учить детей видеть красоту космических далей, планет, звёзд, кораблей. Самостоятельно выбирать содержание рисунка, выполнять свой замысел, используя пространство переднего и дальнего планов. Закрепить навыки смешанной техники (восковые мелки, акварель). Материалы: Иллюстрации космических пейзажей, кораблей. А/лист, акварель, восковые мелки, кисти №8, вода в банке, салфетки.

Декоративно-прикладное искусство

4Тема: «Весенний букет»

Практика: Учить детей вырезать цветы (венчики тюльпанов) и листья из квадратов и прямоугольников, сложенных пополам, создавать коллективную композицию из отдельных элементов.

Материалы: Иллюстрации с изображением букетов из цветов. Цветные квадраты и прямоугольники. Ножницы, пр. карандаши, клей, кисти, клеенки, салфетки.

Рисунок

5Тема: «Вишня в цвету»

Практика: Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры ваз и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.

Материалы: Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетка, гуашь, кисти, бумага формата А3 голубого или тёмно – голубого цвета, педагогические эскизы.

Лепка

6Тема: «Малиновка в гнезде»

Практика: Лепка фигурки из составных частей, соединение их при с помощью примазывания; Продолжать формировать умение пользоваться стеком; развивать навыки смешивания пластилина.

Материалы: Иллюстрации по теме; цветной пластилин; стеки, дощечки для лепки

Живопись

7Тема: «Ветка с первыми листьями» (с натуры)

Практика: Продолжать учить определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшие листья с помощью печатания, передавать их цвет.

Материалы: Иллюстрации по теме; цветной пластилин; стеки, дощечки для лепки

Декоративно-прикладное искусство.

8Тема: «Городец» («Чудо – кони, чудо-птицы»)

Практика: Учить композиционному построению рисунка; закреплять умение симметрично и ритмично располагать элементы в росписи; развивать чувство цвета, формы и композиции; воспитывать интерес к родной культуре.

Материалы: Тонированные шаблоны - панно; гуашь; кисти №4 и№1; иллюстрации, доски с Городецкой росписью, серия «Городец»

Материалов и оборудования:

-демонстрационная доска, дидактический материал в соответствии с темами занятий;

-пластилин, доски

-ножницы, цв.бумага

-фартуки для занятий;

-акварельные краски, гуашь;

-простые карандаши, ластик;

-печатки из различных материалов;

-наборы разнофактурной бумаги;

-восковые и масляные мелки, свеча;

-ватные палочки;

-поролоновые печатки, губки;

-коктельные трубочки;

-палочки или старые стержни для процарапывания;

-матерчатые салфетки;

-стаканы для воды;

-подставки под кисти; кисти.

-место для выставки детских работ;

-различные игрушки;

-наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия.

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Текущий контроль будет проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.

Промежуточный контроль проводиться в январе в виде практических заданий.

Итоговый контроль (срок - апрель, форма контроля – педагогический мониторинг).

Список литературы

1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.. Занятия сдошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. –80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО«Попурри»,2005.–256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития»,«АкадемияК˚»,1998.–256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство«Астрель»,2005.–63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС»,2003.–96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчествадетей5-7лет.–Москва,2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс»,2004.128с.
12. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри»,2005.–144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство«ГНОМиД»,2001.–64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз–Дидактика»,2006–108с.
17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей».2006.128с.
18. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез»,2007г.
19. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. –СПб.:КАРО,2007.-96с.
20. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
21. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦСфера,2010.–128с.
22. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство«Мозаика-Синтез»,2006г.
23. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детскомсаду»,подредакциейМ.А.Васильевой.
24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».

               

               

    Приложение

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для оценки качества освоения дополнительной общеразвивающей программы «ИЗОСТУДИЯ», а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются следующие виды диагностики:

Вводная – проводится в начале учебного года и предназначена для определения уровня подготовленности обучающихся.

Тематическая – проводится в ходе учебного процесса, в конце каждого учебного полугодия, определяет уровень знаний и умений по изученному материалу, что позволяет проверить, на сколько обучающиеся усвоили новый материал.

Промежуточная – проводится в конце учебного года по завершению изучения годового учебного материала и определяющая уровень сформированных универсальных учебных действий по дополнительной общеразвивающей программе.

По завершению изучения общеразвивающей программы поводится выставка работ.

Творческая деятельность обучающихся входит в систему оценки знаний, как дополнительный критерий оценивания успешности освоения дополнительной общеразвивающей программы.

Результативность обучения определяется по десятибалльной шкале и предполагает 4 уровня выраженности оцениваемого качества:

- неудовлетворительный;

- начальный;

- базовый;

- повышенный.

Градация баллов

Основные показатели

Уровень обученности

10 баллов

- великолепно

Повышенный (талантливый)

9 баллов

8 баллов

- очень хорошо

- хорошо

Базовый (творческий)

7 баллов

6 баллов

5 баллов

- удовлетворительно

- допустимо

- минимально допустимо

Начальный

Репродуктивный уровень (осознанное воспроизведение)

До 5 баллов

- низкий

Неудовлетворительный (уровень знакомства)

10 баллов – оригинально, нестандартно применяются полученные знания на практике, самостоятельно формируются новые умения на базе ранее полученных знаний и навыков.

8-9 баллов – легко выполняются практические задания, свободно применяется усвоенная теория в практической деятельности.

5-7 баллов – обучающийся владеет теоретическими и практическими знаниями, воспроизводит формулировки, но затрудняется при объяснении, не всегда способен к обобщению и применению знаний в простых случаях.

До 5 баллов – уровень знакомства с предметом; несоответствие практических и теоретических умений и навыков программным требованиям; обучающийся не может самостоятельно выполнить даже самые простые задания.

А.Панько«Незаконченный рисунок»

Диагностическое задание. Детям предлагаются дорисовать 3 незаконченных изображения.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie