Ритмика

Педагогический работник Фалеева Ольга Николаевна.
Педагогический работник
Фалеева Ольга Николаевна

Программа занятий

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ритмика» (далее Программа) имеет художественную  направленность.

Разработана с учетом нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р.);
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»
  • Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
     № 1155);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Лицензия на образовательную деятельность, Устав, локальные акты МКДОУ №151.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи " (СП 2.4. 3648- 20);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». (СанПиН 2.1.3684-21).

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Ритмика» разработана на основе  программы по ритмической пластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной  для детей 3–7 лет.

Актуальность программы

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально - ритмическая гимнастика.

- Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

-Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

-Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Актуальность программы определяется запросами родителей и потребностью детей в самореализации и проявления индивидуальности в творчестве.

В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

Значимость для региона

Ритмика способствует новым возможностям в развитии детей. Она развивает эстетическое восприятие, понимание красоты и гармонии. Дети соприкасаются с культурным наследием нашего народа. Так же расширяется двигательный опыт, который способствует укреплению здоровья и формированию физических качеств. В результате наш регион будет иметь здоровое, культурное и счастливое поколение.

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше будет проблем у детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки.

Новизна программы

Новизна программы заключается в акцентирование внимания педагога-хореографа не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям (то есть формировании двигательных умений), сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движения под музыку. Это прежде всего сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы.

Цель и задачи программы

Цель: Развитие творческих способностей детей, посредством формирования знаний и практических навыков в области ритмики.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формировать представление о танце,  как виде искусства;
  • познакомить с различными музыкальными игровыми жанрами;
  • ввести в словарный  запас  воспитанников термины основных средств музыкальной выразительности.

Развивающие: 

  • формировать умение и навыки осмысленного исполнения;
  • развивать эмоциональную выразительность и артистизм; 
  • развивать силу, выносливость, скорость восприятия и координацию движений, гибкость и пластику;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать память и внимание;
  • развивать творческие способности и  творческую активность в процессе исполнения танцев;
  • работать над формированием правильной осанки.

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру;
  • воспитывать собранность и дисциплину;
  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине;
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
  • формировать навыки хорошего тона и культуры поведения.
  • воспитывать стремление к саморазвитию.

Отличительные особенности содержания программы

Основными методами работы дополнительного образования с детьми является игровая деятельность. Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм.

При составлении программы использовалась программа «Ритмическая мозаика», А.И. Буренина;

Содержание программы предлагает обширный материал, включающий в себя разные виды деятельности: тренировочные упражнения, выполнение танцевальных движений и этюдов, прослушивание музыки, игровой материал, которые используются на всех занятиях.

Содержание материала постепенно усложняется.

Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей. Программа направлена на обучение детей умению танцевать красиво, двигаться в свободной непринуждённой манере и владеть ритмопластикой танца, а также решение оздоровительных задач.

Адресат программы: программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 5 - 7 лет.

Наполняемость групп – не более 10 человек в группе.

Условия приема: Набор в группу по программе осуществляется на основе письменного заявления родителей (законных представителей) ребенка. При наборе учащихся наличие базовой подготовки не обязательно.

Объем и срок реализации программы, режим занятий:

программа разделена по возрастам и рассчитана на два года обучения (с октября по апрель) в соответствии с возрастными группами детей и состоит из двух модулей:

МОДУЛЬ 1

для детей 5-6 лет,

МОДУЛЬ 2

для детей 6-7 лет.

Объем учебных часов для первого модуля – 66 часов в год (в рамках учебного года), для второго модуля – 66 часов в год (в рамках учебного года).

Занятия групповые, в группах одного возраста, организуются 2 раза в неделю:

старшая группа – дети 5-6 лет, занятия 2 раза в неделю по 25 минут (2*25мин),

подготовительная группа – дети 6-7 лет, занятия 2 раза в неделю по 30 минут (2*30 мин).

Форма обучения - очная

Уровень Программы: базовый

Особенности организации образовательного процесса (формы реализации образовательной программы): традиционная.

Формы организации учебного занятия: групповая.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения дети:

  • овладеют умением начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
  • будут уметь двигаться под музыку, в соответствии с её характером, ритмом и темпом, различать различные жанры музыкального сопровождения (хоровод, марш, полька и др.), передавать в танце характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.);
  • овладеют различными видами танцевальных шагов (бодрый шаг с носка, притопы, танцевальный бег, подскоки и др.), правильными позициями ног и положением рук;
  • получат навык исполнения движений с сохранением при этом правильной осанки;
  • будут свободно исполнять ритмические и бальные танцы и комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике;
  •  будут знать правила безопасности при занятиях физическими упражнениями без предметов и с предметами.

Формы подведения итогов реализации программы.

Участие в концертах, мероприятиях ДДТ, фестивалях и конкурсах различного уровня.

Учебный годовой план

Первый год обучения (5-6 лет)

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Ритмопластика (разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве)

14

14

3.

Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений и шагов)

1

12

13

4.

Игропластика

6

6

5.

Разучивание танца (композиция)

1

18

19

6.

Игровой танец

8

8

7.

Музыкально – двигательный этюд

1

4

5

Всего:

4

62

66

Второй год обучение (6-7 лет)

Раздел

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

1

2.

Игропластика

8

8

3.

Игровой танец

8

8

4.

Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений и шагов)

1

7

8

5.

Ритмопластика (разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве)

13

13

6.

Музыкально–двигательный этюд

7

7

7.

Ритмические упражнения на координацию движений

1

2

3

8.

Постановка и разучивание танца

1

16

17

9.

Итоговое занятие

1

1

Всего:

4

62

66

Содержание программы

Первый год обучения

Тема 1. «Вводное занятие»

Теория: Ознакомление с программой и графиком работы. Понятия «ритмика», «танец», «приветствие», «поклон». Инструктаж.

Практика: Игра-тест на знакомство «Цветик-семицветик».

Тема 2. «Игропластика»

Практика: Выполнение общей игровой разминки (марш с носка по кругу, шаг на полу пальцах, на пятках, «гусиный шаг», бег, галоп).

Тема 3. «Игровой танец»

Теория: Объяснение техники выполнения игротанцев «Полька» и элементов вальса.

Практика: Разучивание техники исполнения игротанцев (приставного шага стоя в линиях; тройного шага по кругу, приседания с выносом ноги на каблук).

Тема 4. «Танцевально-ритмическая гимнастика»

Практика: Разучивание специальных композиций и комплексов упражнений («Зверобика», «Делай как я», «У жирафа»).

Тема 5. «Ритмопластика»

Практика: Освоение специальных упражнений для развития мышечной силы и гибкости (наклоны и повороты головы, корпуса, правильная постановка рук на пояс).

Тема 6. «Постановка и разучивание танца»

Теория: Образы в эстрадном номере и показ танцевальных связок и рисунка.

Практика: Разучивание и отработка техники исполнения движений концертных номеров.

Второй год обучения

Тема 1. «Вводное занятие»

Теория: Ознакомление с программой и графиком работы. Инструктаж.

Тема 2. «Игропластика»

Практика: Выполнение общей игровой разминки (марш с носка по кругу, шаг на полу пальцах, на пятках, «гусиный шаг», бег, галоп).

Тема 3. «Игровой танец»

Практика: Разучивание элементов танца в паре (приставного шага; хлопки с партнёром, повороты под руку).

Тема 4. «Танцевальная азбука»

Теория: Показ и объяснение выполнения танцевальных движений.

Практика: Выполнение и разучивание танцевальных движений, разучивание связок.

Тема 5. «Ритмопластика»

Практика: Выполнение специальных упражнений для развития мышечной силы и гибкости (наклоны и повороты головы, корпуса, правильная постановка рук на пояс).

Тема 6. «Танцевально-ритмический этюд»

Практика: Разучивание, самостоятельное составление и воспроизведение небольших танцевальных связок.

Тема 7. «Ритмические упражнения на координацию движений»

Теория: Объяснение правил ориентации в пространстве, повороты по точкам.

Практика: Изучение танцевальной комбинации на шагах с подскоками и поворотами (полуповороты, повороты, туры, развороты), в линии и по диагонали.

Тема 8. «Постановка и разучивание танца»

Теория: Образы в эстрадном номере и показ танцевальных связок и рисунка.

Практика: Разучивание и отработка техники исполнения движений концертных номеров.

Тема 9. Итоговое занятие.

Практика: Выступление на открытом занятии, подведение итогов за учебный год.

Календарно-тематический учебный план

Первый год обучения (5-6 лет)

Октябрь

1.Ритмопластика:

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве:

    

      

      

      

3. Общеразвивающие упражнения:

    

     

      

4. Разучивание танца:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

Хлопки на сильную долю такта.

Ходьба по залу, марш с хлопками, упражнение на координацию рук и ног, бег на носочках «змейкой», поскоки, боковой галоп, дробный шаг, хороводный шаг.

Перестроение из колонны в шеренгу, движение по кругу в разных частях зала. Полуоборот направо.

Ритмическая гимнастика «Буратино»

  1. Наклоны головы вправо – влево, вперёд-назад.
  2. Взмахи руками вверху «привет».
  3. Отвести руки в сторону (правую, левую).
  4. Наклон вперёд, руки вытянуть и помахать ими.
  5. Припадание вправо-влево
  6. Сесть, наклон вперёд – прямо.
  7. Лёжа, поднять согнутую в колене ногу, опустить.
  8. Упражнение «велосипед».
  9. Прыжки «ноги в стороны – прямо».
  10. Упражнение на дыхание.

Ходьба на носочках-пяточках, дробным шагом по залу.

Ноябрь

1.Ритмопластика:

      

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве:

    

      

      

      

3. Общеразвивающие упражнения:

    

     

      

4. Разучивание танца:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

Тройные хлопки на ритмический рисунок музыки вправо, влево.

Ходьба по залу, упражнение на координацию рук, мелкий бег по кругам разного цвета, прямой галоп, боковой галоп со сменой направления движения, поскоки, хороводный шаг.

Ходьба врассыпную, по большому кругу, смена направления движения. Перестроение в три колонны.

Ритмическая гимнастика с осенними листьями                          «Разноцветная осень»:

  1. Попеременное поднимание вытянутых рук и головы, опустить руки и голову.
  2. Взмах руками вверх через стороны, опустить постепенно, листочки подрагивают в руке.
  3. «Ветер». Наклоны с листьями над головой в стороны.
  4. Наклон вперёд, показываем листья.
  5. Присесть, положить листья, выпрямиться. Присесть, взять листья, встать.
  6. Сидя. Положить листья на ноги и вести их к носочкам ног и обратно.
  7. Лечь, попеременное касание листья согнутой в колене ноги.
  8. Лёгкий бег на месте, кружение.
  9. Упражнение на дыхание: «качалочка» вправо – влево, на выдох звук «ш-ш-ш»

Встать в круг, соединить свои ладони с соседними. Закрыть глаза, поднять руки, посегментное расслабление мыщц.

Декабрь

1.Ритмопластика:

      

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве:

    

      

             

3. Общеразвивающие упражнения:

    

     

      

4. Разучивание танца:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

Хлопки по ритмическому рисунку музыки, образное движение «паровоз едет».

Ходьба по залу, упражнение на координацию рук и ног, бег на носочках по диагонали, поскоки, боковой галоп лицом, спиной в круг, Образное движение «Обезьянки», ходьба змейкой, марш с остановкой.

Ритмическая гимнастика «Лепка снеговика»:

  1. Наклон головы вправо, влево с выпрямлением.
  2. Попеременное поднимание рук вверх со сменой темпа.
  3. Повороты в сторону с хлопком «берём снег».
  4. Наклон вниз, вперёд - «лепим снеговика».
  5. Выпад вправо-влево «смотрим, какой получился»
  6. Сидя, руки к себе, вперёд – «лепим второй ком».
  7. лёжа, прижать руки к коленям, перекат вправо- влево «лепим третий ком».
  8. Лёжа, вытянуть ноги и руки вдоль туловища. Одновременное поднимание ноги и руки.
  9. Упражнение на дыхание лёжа. Поднять руки и вести их по полу со словом «Ох».

Стойка, руки сцеплены за спиной. Релаксация под тихую медленную музыку, плавные движения рук и ног.

Январь

1.Ритмопластика:

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевальные шаги:

      

      

      

3. Общеразвивающие упражнения:

     

    

    

   

4 .Танец:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки       

Открытое занятие для родителей.

Попеременные хлопки и притопы под музыку.

Ходьба по залу по ориентирам, со сменой направления, марш с ритмичным сжиманием рук в кулаки, бег на носочках змейкой в одну и другую сторону, поскоки, захлест голени  назад, ходьба полуприседя, хороводный шаг, перестроение.

Ритмическая гимнастика «Кузнецы»

  1. Поднять руки, стукнуть рукой о руку над головой.
  2. То же самое вправо – влево.
  3. Те же движения вперёд.
  4. Присесть, стукнуть по колену.
  5. Сесть, вытянув ноги в стороны, наклониться к ноге и стукнуть у носочка ноги со словом «тук».
  6. «Наковальня» (мостик)
  7. Лёжа махи ногами поочерёдно вверх - вниз
  8. Прыжки ноги и руки стороны, вместе с хлопком над головой.
  9. Упражнение на дыхание «раздуваем меха»

Релаксация лёжа с закрытыми глазами.

Февраль

1.Ритмопластика:

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевальные шаги:

      

3. Общеразвивающие упражнения:

     

4. Разучивание танца:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

Качалочка вправо - влево

Ходьба по залу попеременно с маршем на месте, со сменой положения рук, бег на носочках по большому кругу, двум маленьким кругам, поскоки, припадание, перестроение в 4 колонны.

Ритмическая гимнастика «Пограничники»:

  1. Встать на носочки, руку приложить ко лбу.
  2. Выпад в стороны, руки ко лбу.
  3. Присесть, постепенно лечь, затем встать.
  4. Ползание вперёд – назад.
  5. Перекат лёжа вправо – влево.
  6. Приставной шаг вправо – влево.
  7. Прыжки по 4 точкам.
  8. Упражнение на дыхание со словом «Ш – ш – ш»

Релаксация под звуки моря.

Март

1.Ритмопластика:

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевальные шаги:

3. Общеразвивающие упражнения:

     

    

     

4. Ритмический танец:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

Ковырялочка.

Ходьба по залу по ориентирам, со сменой ведущего, бег в «воротики», змейкой, подскоки,  «улитка» хороводным шагом, перестроение.

Ритмическая гимнастика с цветами:

1.   Поднять – опустить цветы.

  1. Качание рук над головой.
  2. Пружинка с попеременным выставлением рук вперёд.
  3. Взмах рукой в сторону с отставлением ноги.
  4. Присесть, постепенно встать.
  5. Выпад вперёд с плавными движениями рук вперёд –назад.
  6. Кружение, руки над головой.
  7. Повтор первого упражнения.

Встать в круг, поднять цветы, опустить со словом «ах».

Апрель

1. Ритмопластика:

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевальные шаги:

      

3. Общеразвивающие упражнения:

     

    

     

4. Разучивание танца:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

      

Пружинка с поворотом вправо – влево.

Ходьба по залу по ориентирам, в круг – из круга; бег на носочках по диагонали, обратным ходом, врассыпную, ползание «раки», переменный шаг, перестроение.

Ритмическая гимнастика «Друзья» (в парах):

  1. «Лодочка» - поднять соединённые руки – опустить.
  2. Наклоны вправо – влево.
  3. Пружинка с выставлением ноги на носочек.
  4. Встать спинами, сцепить локти, наклониться вперёд.
  5. В том же положении: присесть – встать.
  6. Сесть лицом друг к другу, ноги в стороны. Соединить ладони, выпрямиться.
  7. Лечь лицом друг к другу «велосипед»
  8. Встать, прыжки на одной ноге, взявшись за руку.
  9. Упражнение на дыхание, как № 1.

Соединиться спинами, встать прямо, постепенно присесть и расслабить мышцы ног и рук, опираясь на спину товарища.

Второй год обучения (6-7 лет)

Октябрь

1.Ритмопластика:

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве:

    

      

      

      

3. Общеразвивающие упражнения:

4. Танец:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

Хлопки на сильную долю такта.

Шаги: танцевальный шаг с носка; марш; на полупальцах; подскоки; галоп; шаг польки; шаг подскок; шаг с хлопком (в чередовании правой и левой ноги)

Перестроение из колонны в шеренгу, движение по кругу в разных частях зала. Полуоборот направо.

Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед: «Кошечка», «Ежик», «Пальма», «Улитка», «Ванька - встанька».

Ходьба на носочках-пяточках, дробным шагом по залу.

Ноябрь

1.Ритмопластика:

      

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве:

    

      

      

      

3. Общеразвивающие упражнения:

4 .Танец:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

Тройные хлопки на ритмический рисунок музыки вправо, влево.

Шаги: танцевальный шаг с носка; марш; на полупальцах; подскоки; галоп; шаг польки; шаг подскок; шаг с хлопком (в чередовании правой и левой ноги)

Ходьба врассыпную, по большому кругу, смена направления движения. Перестроение в три колонны.

Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Флажок»

Встать в круг, соединить свои ладони с соседними. Закрыть глаза, поднять руки, посегментное расслабление мыщц.

Декабрь

1.Ритмопластика:

      

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве:

    

      

      

      

3. Общеразвивающие упражнения:

4 .Танец:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

Хлопки по ритмическому рисунку музыки, образное движение «паровоз едет».

Шаги: танцевальный шаг с носка; марш; на полупальцах; подскоки; галоп; шаг польки; шаг подскок; шаг с хлопком (в чередовании правой и левой ноги)

Образное движение «Обезьянки», ходьба змейкой, марш с остановкой.

Упражнения на укрепление и развитие стоп: «Ходьба», «Лягушонок», «Медвежонок». Упражнение на укрепление мышц плечевого пояса: «Замочек», «Самолет», «Веревочки», «Дощечки», «Пловцы».

Стойка, руки сцеплены за спиной. Релаксация под тихую медленную музыку, плавные движения рук и ног.

Январь

1.Ритмопластика:

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевальные шаги:

      

3. Общеразвивающие упражнения:

   

4 .Танец:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки       

Открытое занятие для родителей.

Попеременные хлопки и притопы под музыку.

Шаги: танцевальный шаг с носка; марш; на полупальцах; подскоки; галоп; шаг польки; шаг подскок; шаг с хлопком (в чередовании правой и левой ноги)

Упражнения на укрепление позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны: «Муравей», «Стрекоза», «Тростинка», «Часики». Упражнения для тренировки равновесия: «Цапля», «Страус»

Релаксация лёжа с закрытыми глазами.

Февраль

1.Ритмопластика:

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевальные шаги:

      

3. Общеразвивающие упражнения:

4.Танец:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

Качалочка вправо - влево

Шаги: танцевальный шаг с носка; марш; на полупальцах; подскоки; галоп; шаг польки; шаг подскок; шаг с хлопком (в чередовании правой и левой ноги), перестроение в 4 колонны.

Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад: «Кобра», «Колечко», «Цветочек распускается», «Мостик», «Лодочка», «Рыбка».

Движение по линии танца. Рисунок танца «Круг» (рассказ из истории): • замкнутый круг; • раскрытый круг (полукруг); • круг в круге; • сплетенный круг (корзиночка); • лицом в круг, лицом из круга; • круг парами.

Релаксация под звуки моря.

Март

1.Ритмопластика:

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевальные шаги:

3. Общеразвивающие упражнения:

4. Ритмический танец:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

Ковырялочка.

Шаги: танцевальный шаг с носка; марш; на полупальцах; подскоки; галоп; шаг польки; шаг подскок; шаг с хлопком (в чередовании правой и левой ноги), змейкой, «улитка» хороводным шагом, перестроение.

Упражнения на укрепление мышц спины и брюшного пресса путем наклонов вперед: «Кошечка», «Ежик», «Пальма», «Улитка», «Ванька - встанька».

Рисунок танца «Колонна», «Линия»: • перестроения из круга в колонну, в линию, (на задний план, передний план); • перестроения из нескольких кругов (самостоятельно, выбрав ведущих)

Встать в круг, поднять цветы, опустить со словом «ах».

Апрель

1. Ритмопластика:

2.Строевые упражнения, упражнения на ориентировку в пространстве, танцевальные шаги:

      

3. Общеразвивающие упражнения:

4 . Танец:

5. Упражнение на расслабление мышц и укрепление осанки:

      

Пружинка с поворотом вправо – влево.

Ходьба по залу по ориентирам, в круг – из круга; бег на носочках по диагонали, обратным ходом, врассыпную, ползание «раки», переменный шаг, перестроение.

Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер, ног: «Рак», «Павлин», «Бег», «Паровозик», «Паучок», «Лягушка», «Флажок».

Понятие «Диагональ»: • перестроение из круга в диагональ; • перестроение из маленьких кружков в диагональ (самостоятельно указав ведущих).

Соединиться спинами, встать прямо, постепенно присесть и расслабить мышцы ног и рук, опираясь на спину товарища.

Методическое обеспечение программы

Занятия разнообразны по содержанию:

ритмические упражнения,

задания на ориентировку,

упражнения тренировочного характера,

разучивание повторение  танцев.

Эффективные методы:

 беседа  в  виде  вопросов  и  ответов,

прослушивание  и  разбор  музыки,

показ  педагогом  движений,

постоянное  повторение  изученного,

музыкальные  игры  и  импровизации.

Основные требования:

Весь  процесс  обучения  строится  на  сознательном  усвоении  навыков. Это  пробуждает  у  детей  интерес  к  занятиям.

Занятия  должны  идти  в  хорошем  темпе, не  следует  долго  отрабатывать одно  и  то  же  движение.

Основными видами деятельности на занятиях по танцевальной ритмике являются репродуктивная и творческая.

Репродуктивная деятельность направлена на овладение детьми умениями и навыками через повторение выполнения движений, показанных педагогом.

Творческая деятельность направлена на самостоятельное преобразование детьми имеющихся знаний и умений для получения нового результата.

Взаимосвязь двух этих видов деятельности дает детям возможность реализации творческой самореализации и способствует гармоничному (умственному и физическому) развитию личности.

    • основе способа организации занятий лежит игровой метод. Нетрадиционные виды упражнений представлены игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми и играми-путешествиями. Раздел креативной гимнастики включает музыкально-творческие игры и специальные творческие задания.

Игровой метод придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Кроме того, в работе с детьми используются следующие методы обучения:

  • показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
  • выразительное исполнение движения под музыку;
  • словесное пояснение выполнения движения;
  • внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
  • творческие задания.

По  уровню  деятельности  детей  используются  методы  объяснительно-иллюстративные,

репродуктивные, частично-поисковые и исследовательские.

Методы и приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания, объема программных умений, этапа разучивания материала, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы танцевальная деятельность детей была исполнительской и творческой.

Учебный материал на занятиях по ритмике распределяется согласно принципу возрастания и чередования нагрузки.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала или при выполнении творческих заданий. Этому способствуют совместное обсуждение проблем, возникающих в творческом процессе, поощрение творческих проявлений, создание положительной мотивации, актуализации интереса, проведение конкурсов, соревнований.

Важным условием творческого самовыражения воспитанников является реализация идеи свободного выбора: детям предоставляется право выбора танцевальных средств для выражения музыкального образа, творческой комбинации знакомых танцевальных движений.

Оценочные материалы

Показатели уровней развития творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений

Показатели

Баллы

Уровни развития творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмических движений

Наличие творчества в исполнении фиксированных образных упражнениях

3

2

1

- художественно и творчески передает выразительность музыкального образа в фиксированных упражнениях

- стремится творчески передавать выразительность движений в образном упражнении

- в основном не проявляет творчество в передаче выразительности движений художественного музыкально-ритмичного характера

Творческая импровизация передачи игрового образа

3

2

1

- любит импровизировать, пластически передавая различные действия какого-либо образа, его взаимодействие с другими

- любит участвовать в игровых импровизациях, проявляет творческий подход к реализации своих игровых замыслов

- затрудняется участвовать в игровых импровизациях, повтор действий друг за другом

Творческая импровизация в танце

3

2

1

- проявляет самостоятельность, активность и творчество в придумывании и исполнении различных вариантов движений в свободных плясках

- может вместе с другими детьми на основе знакомых движений придумывать новые

- участвует в свободных плясках, но запас движений ограничен

По каждому показателю просчитывается количество баллов. Максимальное количество за один показатель – 3 балла.

0-3 – низкий уровень

4-6 - средний уровень

7-9 – высокий уровень

Материально-техническое обеспечение:

Перечень используемого оборудования, материалов и учебных пособий для осуществления деятельности программы «Ритмика»

Наименование

Количество, шт.

Музыкальный инструмент для взрослых – пианино

1

Мультимедийный проектор

1

Музыкальный центр

1

Магнитофон

1

Ноутбук

1

CD – диски с песнями для детей разного возраста

14

Стулья по росту детей

30

Скамейки для родителей

20

Экран для мультимедийного проектора

1

Искусственные цветы

60

Листочки (кленовые, дубовые, березовые)

56

Платочки маленькие

40

Морковки поролон

12

Ленты цветные

34

Ленты гимнастические

8

Ленты цветные на колечках

48

Зеркало- превращений

1

Косынки красные большие

8

Платки гжель, городец

8

Клубки

40

Новогодние колокольчики

12

Погремушки

50

Новогодние погремушки

30

Шляпы

4

Парики, бороды

20

Светящиеся очки

12

Головные уборы зимние для девочек

12

Браслеты зимние

24

Браслеты осенние

24

Новогодние Бусинки для девочек

24

Шифоновые платки цветные

40

Шарфы шифоновые белые

10

Шарфы шифоновые цветные

10

Резинки цветные для волос

40

Носики для клоунов

20

Мышиные ушки

16

Капорочки

6

Сабельки

5

Пилотки военные

16

Буденовки

16

Безкозырки

15

Пилотки голубые

24

Военные штаны

12

Мед. Сумки 

10

Козырьки цветные

10

Галстуки

10

Короны новогодние

14

Ободок серебряный

10

Ободок розовый

10

Рукавички синие красные

30

Перчатки цветные

30

Султанчики

30

Султанчики новогодние на палочке

20

Бантики для клоунов

12

Бантики цветные для гномов

10

Зонтики детские

15

Тканевые полотна

4

Шапочки-маски овощей и фруктов

10

Шапочка козы

1

Маски животных для игр- драматизаций

15

Костюм снегурочки

1

Костюм собаки

1

Костюм цыплят

6

Крылья бабочек

6

Платье в горошек

10

Рубашка русская

15

Сарафаны розовые

12

Шапки скомороха

6

Юбка-пачка

10

Костюм Весна

1

Костюм Добрая фея

1

Костюм Зима

1

Костюмы Капитошек

12

Костюм Короля

1

Костюм Королевы

1

Костюм Осень

1

Костюм Скомороха

1

Костюм Снеговика

1

Костюмы для сказки «12 месяцев»

20

Избушка на курьих ножках

1

Накидки для королей красок

6

Моряки

13

Береты ВДВ

16

Куколки (бел. Юбочки, банты)

6

Ширма театральная

1

Домик деревенский

1

ЛИТЕРАТУРА

Для педагогов

  1. Анисимова Г.И.  100 музыкальных игр для развития дошкольников .-Ярославль: Академия развития, 2007.
  2. Барсукова Н.Г. Музыка в детсом саду. – Волгоград.: Учитель 2010.
  3. Буренина А.И. Мир увлекательных занятий. - М., 1999.
  4. Горшкова Е.В. Обучение языку движений как средство формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества. -М.: 1989.
  5. Зимина А.И. Основы музыкального воспитания и развития. - М.: 2000.
  6. Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поем. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
  7. Картушина М.Ю. Забавы для малышей,- М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Коротаева Л.Г. Возможности развития творческих способностей у детей 3-5 лет.-М.: 1996.
  9. Костина   Э.П.   «Камертон».   Азбука   музыкального   образования   детей дошкольного возраста. - М.: 2001.
  10. Межиева М.В.  Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. -Ярославль.: «Академия развития», 2002.
  11. Михайлова М.А. Поем, играем, танцуем дома и в саду. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  12. Соковнина Е.Н. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1981.
  13. Руднева С.Д. Ритмика. Музыкальное движение. - М.: Просвещение, 1972.

Для детей

https://multiurok.ru/files/komplieks-ritmichieskikh-razminok-po-tiemam.html

https://infourok.ru/muzikalnoritmicheskie-uprazhneniya-igri-na-zanyatiyah-ritmikoy-3583782.html

https://www.youtube.com/playlist?list=PL1_s1haH2_UnuqVSKKIBZWmrBi5SWaGib

https://www.maam.ru/detskijsad/podborka-igr-i-uprazhnenii-dlja-formirovanija-navykov-prostranstvenoi-orientirovki-u-doshkolnikov.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/12/22/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-napravlennyh-na

https://zen.yandex.ru/media/id/5ce53401a77c0800b350dc9a/uchimsia-orientirovatsia-v-prostranstve-igry-dlia-detei-5e4d97f069980506e8446c70

https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2011/09/23/obuchenie-doshkolnikov-muzykalnoy-gramote

https://multiurok.ru/files/elementy-muzykalnoi-gramoty.html

https://www.art-talant.org/publikacii/1376-meropriyatie-nashi-lyubimye-mulytiki

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie